История

О приходе

Задолго до создания самого прихода в честь Святой Троицы вокруг Троицкого клабдищенского храма собрались верующие, объединенные одной целью: возродить уникальный храм на Троицком кладбище города Елабуги.

Троицкий кладбищенский храм

В 2000 году новосозданная община обратилась к архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, когда он находился с визитом в Елабуге, с ходатайством о создании Троицкого прихода. В 2001 году указом Его Высокопреосвященства был создан приход в честь Святой Троицы Казанской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Настоятелем прихода был определен клирик Елабужского Казанско-Богородицкого монастыря протоиерей Геннадий Колесников.

Поначалу общиной предполагалось строительство приходского храма в 4-м микрорайоне города. Но ввиду отсутствия необходимых средств строительство не состоялось.

В 2004 году в связи с предстоящим праздником тысячилетия в городе Елабуга началось определение проектов реконструкции, восстановления и постройки объектов, расширяющих возможности города и благоустраивающих его.

Проект памятной часовни на троицком кладбище

В числе таковых объектов был разработан проект памятной часовни, строительство которой предполагалось на территории Троицкого кладбища города. Проект разрабатывался настоятелем прихода протоиереем Геннадием Колесниковым. Огромную помощь в разработке оказали сами верующие. Были также собраны и средства для строительства.

Руины Михаило-Архангельского храма (с. Танайка)

Параллельно с подготовкой к строительству часовни с 2002 года приходом с благословения архиепископа Анастасия велось окормление и обустройство молитвенного дома в честь Архангела Михаила в прицерковном здании в селе Танайка рядом с руинами Михаило-Архангельского трехпрестольного храма, территорию которого администрация села передала приходу.

Молитвенный дом в честь Архангела Михаила (с. Танайка)

Территория Троицкого кладбища к тому времени также была передана Церкви. Проект же не был утвержден в связи с тем, что находящийся на территории Елабужского Суворовского Военного Училища МВД РФ Никольский трехпрестольный двухъэтажный храм стоял в запустении. Администрацией города в храме было разрешено совершать богослужения, а также заняться очисткой его помещений.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца

В 2009 году приход взял на себя окормление Никольского храма. В храме были проведены демонтажные строительные работы, поскольку в нем в советсткое время располагались учебные классы.За два года был очищен первый этаж, за последний год — второй. Колокольня в храме до сих пор замурована, вход в подвальное помещение не найден.

В настоящее время приход окормляет два храма: молитвенный дом в честь Архангела Михаила (с. Танайка) и храм в честь Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца (г. Елабуга). Также на месте храма в честь Святой Троицы (Троицкая кладбищенская Церковь г. Елабуга) приходом планируется строительство нового Троицкого храма.

Три эти церкви имеют богатую историю, которая берет свое начало в XVI веке на месте знаменитого Каменного городища, одной из главных достопримечательностей города-музея.


Троицкий мужской монастырь (Каменное городище г. Елабуга)

По легенде, бытовавшей в Елабуге в XIX веке, монастырь основан Иваном IV, проезжавшим по Каме в 1552 году. Реально монастырь основан в последние годы XVI века на месте старого булгарского города Бряхимова (Каменное городище, Чертово городище).

Современный вил Елабужского городища

Вероятно, так же как в Булгаре, под храмы и хозяйственные помещения использовались булгарские постройки села Танайка и Покровское (Сентяк). В XVIII в. в монастыре были Троицкая и Богоявленская церкви. Монастырь упразднен в 1764 году.

По преданию, в целях экономии, для того, чтобы не стоить на Елабужском кладбище новый храм, в 1772 году туда перевезли Троицкую церковь из упраздненного Троицкого монастыря. Свидетельством этому может служить тот факт, что иконы из Троицкого монастырского храма хранились в кладбищенской Троицкой церкви.

Богоявленский храм в 1789 г. был также перевезен из монастыря. Местом его пребывания на все последующие годы стало село Танайка. Иконы из храма также сохранялись еще в начале XX века. Богоявленский храм стал правым приделом Михаило-Архангельской церкви и был освящен в 1815 году.


Храм в честь Святой Троицы (Троицкая кладбищенская церковь)

Деревянный Троицкий храм стал каменным на средства купца I гильдии Ф. Г. Чернова. В 1828 г. был утвержден первый проект каменной кладбищенской «загородной» церкви в Елабуге. Однако проект этот был отвергнут прихожанами из-за недостаточной вместимости проектируемого храма. Новый проект учитывал пожелания прихожан и был утверждён Вятской духовной консисторией в конце 1829 г.

В 1830 г. Иван Дьячков начал строительство на купеческие средства. Церковь была двухэтажной, с галереями. В 1832 г. была отстроена колокольня и освящены два придела, поместившиеся в нижнем этаже церкви — Успения Богоматери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Верхний, Троицкий храм был освящён в 1840 г.

Алтарная часть Троицкого храма — ротонда с колоннами

Церковь Троицы была своеобразным сооружением в стиле позднего классицизма: основной объем в виде двухэтажной купольной ротонды, окружённой в нижнем ярусе колоннадой, примыкающая узкая трапезная с антресолями, освещаемыми полуциркульными окнами, и трехъярусная колокольня с круглым верхним ярусом и высоким шпилем. Ионические колонны ротонды несли антаблемент, над которым возвышался парапет открытого гульбища верхнего храма. Под колоннадой были устроены сводчатые склепы. Удачно найденные пропорции, чистое по стилю оформление фасадов и отделка интерьеров «под мрамор» придавали небольшому, изолированному в пространстве храму изящество, лёгкость и лиризм.

trinity03_

Троицкое кладбище (вид с основания алтарной части храма)

Здесь были похоронены представители купеческих династий: Гирбасовы, Стахеевы, Ушковы, Черновы; первый краевед Елабуги священник П. Н. Кулыгинский, героиня Отечественной войны 1812 г. Н. А. Дурова, известный психиатр Вятской губернии Стельмахович, Невоструевы, И.В. Шишкин.

Предположительно в период с 17 по 22 сентября 1930 г. церковь была взорвана. Во время расчистки руин были обнаружены склепы и усыпальницы знаменитых горожан. Сохранившиеся частично фундамент и подвал церкви, по мнению научных сотрудников Елабужского историко-архитектурного музея-заповедника, — кладезь для археологов. Однако, окончательная судьба храмовых руин на сегодняшний день не решена.


Храм в честь Архангела Михаила (с. Танайка)

Православный приход с. Танайка существовал с середины XVII века. В 1748-1798 гг. в приходе служил священник Петр Иванов (1724-1798), в 1798-1816 гг. — его сын Петр Петров, в 1816-1844 сын Петра Петрова Григорий Петрович Несмелов, выпускник Вятской духовной семинарии. Была в селе и вторая династия священников: в 1781-1811 гг. Григорий Семенов (1761-?), в 1811-1838 его сын Захарий Григорьевич Танаевский, в 1838-1844 и позже сын Захария Иван Танаевский (выпускник КДС 1832г.).

Руины Михаило-Архангельского храма (с. Танайка)

В 1806-1833 гг. на пожертвования прихожан и елабужским купцов в селе был построен каменный трехпрестольный храм архистратига Божия Михаила в стиле классицизма. Левый придел в честь преподобного Сергия Радонежского и правый в честь Богоявления – перевезенный Богоявленский храм упраздненного Троицкого монастыря. Главный престол был освящен в 1833 году, правый придел – в 1815, левый – в 1819 гг.

Молитвенный дом в честь Архангела Михаила (С. Танайка)

В советские годы храм был закрыт и практически полностью разрушен. Колокольня и купол утрачены. В 2002 году недалеко от остатков храмового здания был устроен молитвенный дом, также освященный в честь Архистратига Божия Михаила. Особо почитаются верующими хранящиеся в нем иконы Троицы и преподобного Гавриила Седмиозерного с частицей его мощей.


Храм в честь Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца (г. Елабуга, территория Суворовского Военного Училища МВД РФ)

Деревянная Никольская церковь существовала уже в середине XVII в. В XVIII в. она была заменена каменной, рядом построена деревянная теплая Богоявленская церковь. К началу XIX в. оба храма обветшали, и в 1808-1818 гг. вместо них на средства прихожан был построен однопрестольный каменный храм.

В 1848-1852 гг. он был перестроен на средства купца Алексея Ивановича Стахеева под наблюдением инженера Олехновича. Храм стал двухэтажным и трехпрестольным. Наверху был главный Никольский престол, внизу теплые приделы.

Никольский храм (начало XX века)

Храм нетрадиционной композиции. Он не имеет выступающей апсиды и по композиционному решению напоминает гражданское строение. Памятник архитектуры в стиле строгого классицизма.

Как и другие храмы Елабуги, Никольская церковь была очень богато убрана за счет прихожан — богатых купцов. В 70-е гг. ХIХ в. в ее росписи принимал участие знаменитый художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), значительная часть этой росписи сохранилась. В Никольской церкви хранилась икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в местности Святая Чаша близ Мамадыша в первой половине ХVIII в. С ней ежегодно совершались крестные ходы в Мамадыш, собиравшие большое количество богомольцев.

Причт Никольской церкви не получал жалованья, но безбедно существовал за счет доходов от треб, заказных молебнов перед иконой Святого Николая и процентов с капитала (в начале XX в. — более 20000 рублей). Семьи причта жили в доме, построенном в середине XIX в. (ул. Гоголя, 6).

В 1814-1844 гг. настоятелем храма был протоиерей Максим Иванович Замятнин (1764-1844), выпускник Казанской духовной семинарии, который пользовался большой популярностью в городе, славился честностью, аскетизмом и благотворительностью.

Никольский храм (современный вид)

Храм был закрыт в советские годы, но не был разрушен. Свой облик сохранил в результате того, что в здании храма поочередно располагались учебные классы и библиотека закрытых школ НКВД, КГБ и Милиции.

С 2009 года в храме совершаются субботние, воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Использованы материалы сайта «Православие в Татарстане» 

Перейти к верхней панели